Медицинское страхование
ВАШЕ МНЕНИЕ
На ваш взгляд, какой способ "получения" медицинских услуг является оптимальным?
 Через ОМС
 Через ДМС
 Через прямую оплату медицинских услуг
 Никогда об этом не думал

НОВОСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
18 Августа  Стадченко: единое информпространство в ОМС облегчит доступ к медуслугам
15 Августа  Лекарства для редких заболеваний будет закупать Минздрав
1 Августа  Медведев расширил перечень имплантов по полису ОМС
27 Июля  Минздрав назвал сокращение больничных коек "важнейшим направлением" своей работы
21 Июля  ФОМС перечислил в федеральные лечебные учреждения около 68 млрд рублей


Р Е К Л А М А


МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ : САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОГРАММЫ!



ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОМС — НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РЕГИОНОВ

Здоровье населения — важнейший элемент социального, культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Система обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую роль в решении этой задачи. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи» от 11 сентября 1998 года № 1096 и последующими его редакциями финансовое обеспечение основного объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению (а это более 80%) возложено на фонды ОМС.
Данным положением предопределились основные задачи деятельности Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в 2001 году, направленные, прежде всего, на обеспечение реализации государственной политики в сфере ОМС граждан на всей территории Российской Федерации.
В 2001 году, в связи с введением второй части Налогового кодекса Российской Федерации, система ОМС начала функционировать в условиях единого социального налога. С января 2001 года функция сбора средств на обязательное медицинское страхование работающих граждан возложена на налоговые органы Российской Федерации, а обязанность уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, как и прежде, закреплена за органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Полнота поступлений этих средств и определяет финансовую устойчивость системы ОМС, которая является основой стабильного финансового обеспечения прав граждан на бесплатную медицинскую помощь.
За истекшие 9 лет система ОМС принесла здравоохранению нашей страны дополнительно к бюджетным ассигнованиям более 300 млрд рублей. Только за 2001 год в систему ОМС поступило 81,4 млрд рублей, что на 16,5% больше, чем в 2000 году, и 95,1% из них было направлено на финансирование территориальных программ государственных гарантий и отдельных мероприятий по здравоохранению.
Именно эти средства являются основным источником финансирования деятельности 68,6% лечебно-профилактических учреждений страны, работающих в системе обязательного медицинского страхования, в которых получили медицинскую помощь порядка 78% общего числа пролеченных больных.
Если говорить о структуре поступлений, то, по оперативным данным, за 2001 год от работодателей на счета фондов ОМС из средств единого социального налога и налога на вмененный доход поступило 53,3 млрд рублей, что несколько выше годового планового задания, утвержденного в соответствующих бюджетах территориальных фондов. Прирост их, по сравнению с прошлым годом, составил 12%.
Значительно (на 34,6%) возросли поступления на обязательное медицинское страхование неработающего населения — 24,1 млрд рублей. Однако это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет 76,0 млрд рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей численности населения Российской Федерации.
В силу неравномерности социально-экономического развития отмечается значительная дифференциация финансового обеспечения населения в субъектах Российской Федерации средствами обязательного медицинского страхования.
Так, в 2001 году максимальный показатель обеспеченности населения средствами системы ОМС превышал минимальный в 14 раз. Самый высокий показатель отмечался в Ямало-Ненецком автономном округе — 2485 рублей в расчете на одного жителя в год, самый низкий — 177 рублей — в Республике Мордовия.
Несмотря на отмеченные проблемы, расходы территориальных фондов на финансирование программ ОМС ежегодно возрастают, соответственно снижая расходы на отдельные мероприятия по здравоохранению, которые нарушают основной принцип ОМС — «деньги следуют за пациентом».
С целью выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС и обеспечения равной доступности гражданам медицинской помощи на территории Российской Федерации Федеральным фондом ОМС в течение 2001 года в субъекты Российской Федерации направлено свыше 3,5 млрд рублей в виде субвенций.
Помимо этого, оказана финансовая помощь 16 учреждениям здравоохранения федерального подчинения на общую сумму 350,8 млн рублей для укрепления их материально-технической базы и лекарственного обеспечения, включая централизованную закупку онкогематологических препаратов для детей на сумму 220,0 млн рублей.
Я не ошибусь, если скажу, что ОМС в определенной степени явилось формой социальной защиты для медицинских работников, так как гарантирует постоянство выплаты заработной платы.
Так, по сравнению с прошлым годом расходы на оплату труда работникам в лечебно-профилактических учреждениях возросли в среднем на 7% и составили 53,4%.
Более 25% средств ОМС, поступающих в лечебно-профилактические учреждения, расходуются на медикаменты. Обеспечение лекарственной помощью является одной из основных социальных гарантий, предоставляемых пациенту в системе обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области здравоохранения и выполнения Программы госгарантий введена практика заключения и реализации трехсторонних Соглашений «О взаимодействии между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным фондом ОМС и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам обеспечения населения медицинской помощью». В настоящее время такие Соглашения заключены 34 субъектами Российской Федерации. И, я полагаю, эти территории убедились в необходимости и эффективности такой формы работы в целях решения задач по обеспечению доступности медицинской помощью и реформированию сети учреждений здравоохранения.
Один из важнейших аспектов деятельности системы ОМС — организация защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования. Защита интересов граждан в системе ОМС осуществляется территориальными фондами ОМС, а также страховыми медицинскими организациями. На сегодняшний день организована работа с обращениями граждан; сформирована и развивается система вневедомственного контроля качества медицинской помощи; осуществляется досудебная и судебная практика защиты прав граждан, предусмотренных действующим законодательством; проводится работа по предъявлению регрессных исков для возмещения затрат за медицинскую помощь, оказанную лицам, пострадавшим в результате противоправных действий юридических и физических лиц.
В 1997-2001 годах в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их филиалы и страховые медицинские организации от граждан поступило около 4 млн обращений по различным аспектам защиты их прав.
Ежегодно возрастает сумма возмещенного ущерба по искам, удовлетворенным в судебном порядке.
Нельзя недооценивать и значение проведения вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи. По сути мы разделили функции оказания медицинской помощи и функции ее оценки между субъектами, привлекая к защите интересов пациентов профессионально подготовленных высококвалифицированных специалистов.
Важнейшим разделом работы Федерального фонда является организация контрольно-ревизионной деятельности в системе ОМС. В 2001 году КРУ Федерального фонда проверена деятельность 19 территориальных фондов ОМС. Кроме того, проанализированы материалы 78 проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, органами прокуратуры, КРУ Минфина и другими контролирующими органами. Основные нарушения установлены следующие:
— частичное несоответствие нормативно-правовой базы субъектов Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию федеральному законодательству;
— ненадлежащее исполнение органами исполнительной власти и местного самоуправления обязательств по уплате взносов на ОМС неработающего населения;
— несоответствие территориальных программ субъектов федерации базовой программе ОМС по объемам и видам медицинской помощи;
— нецелевое использование средств ОМС, в том числе лечебными учреждениями.
Хотел бы особо подчеркнуть, что при проведении проверок не выявлено нарушений, служащих основанием для возбуждения уголовных дел.
В настоящее время центральной проблемой системы обязательного медицинского страхования является неисполнение обязательств плательщиков по перечислению страховых взносов на ОМС неработающего населения (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления), что приводит к постоянному увеличению их задолженности перед фондами ОМС. На сегодняшний день эта задолженность достигла просто угрожающих размеров и составляет около 20 млрд рублей.
Такое положение дел на местах осложняет выполнение Программы государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.
В то же время, по отчетным данным Минфина России, складывается ситуация, что темпы прироста консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации значительно превышают темпы прироста бюджетов здравоохранения.
Если в 2001 году по сравнению с 1998 годом бюджеты субъектов Российской Федерации возросли в 4 раза, то рост бюджетов здравоохранения составил только 2,7 раза. При этом страховые взносы на ОМС неработающих граждан хотя и выросли, но доля их в структуре бюджетов даже снизилась. Если в 1998 году она составляла 2,2% в среднем по Российской Федерации, то в 2001 году — только 1,9%.
В этих условиях в 2001 году Правительством Российской Федерации принято решение о проведении реструктуризации задолженности плательщиков взносов на страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года, что оформлено соответствующим постановлением. Данный документ дает реальную возможность привлечь недополученные средства на ОМС неработающего населения. Постановление направлено на укрепление платежной дисциплины органов исполнительной власти и местного самоуправления и, главное, — создает необходимые условия для одновременного погашения сложившейся задолженности и внесения текущих страховых взносов в фонды ОМС. Сейчас в регионах начата работа по реализации этого важного правительственного документа. Однако в одних территориях она ведется недостаточно интенсивно, а в таких, как Хабаровский край и Пермская область — не ведется вообще. В этих субъектах Федерации органы исполнительной власти вместо уплаты страховых взносов на неработающее население и страховое финансирование объемов медицинской помощи перечисляют деньги на текущее содержание затратной сети медицинских учреждений.
Безусловно, обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской и лекарственной помощи с финансовыми возможностями государства — задача, требующая скорейшего решения.
Так, по расчетным данным на 2001 год минимальная потребность в финансировании Программы государственных гарантий Российской Федерации в целом составляла 196,8 млрд рублей. Фактически же за истекший год в систему здравоохранения субъектов Российской Федерации поступило 217,0 млрд руб., т.е. на 20,2 млрд руб. больше минимально-расчетной потребности. Однако структурные диспропорции между средствами бюджета здравоохранения и средствами ОМС при финансировании Программы не преодолены. По факту за 2001 год по бюджетным источникам выявился значительный профицит, а по средствам ОМС — дефицит.
Основываясь на вышесказанном, на слайде представлены основные задачи, которые должна решить система обязательного медицинского на данном этапе, в 2002 году.
Однако в качестве основной приоритетной задачи, определенной Посланием Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, а также Планом действий Правительства Российской Федерации на 2002 год следует считать формирование системы обязательного медико-социального страхования.
Что сделано в этом направлении?
После одобрения Правительством Российской Федерации Концепции формирования системы обязательного медико-социального страхования началась активная работа над проектами федеральных законов «Об обязательном медико-социальном страховании в Российской Федерации» и «О Федеральном фонде обязательного медико-социального страхования». Ответственным за разработку проектов федеральных законов Правительство Российской Федерации определило Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
В адрес ФОМС всего было направлено 12 вариантов законопроектов, к которым подготовлены предложения и замечания. В обсуждении проектов законов приняли участие 43 субъекта Российской Федерации.
На наш взгляд, организация объединенной системы медико-социального страхования будет способствовать повышению эффективности использования средств в отрасли. А новая идеологическая и концептуальная основа объединенной системы медико-социального страхования позволит решить проблему финансирования Программы государственных гарантий, повысить финансовые возможности Федерального фонда по выравниванию условий финансирования программ медико-социального страхования.
Опыт реализации государственной политики по обязательному медицинскому страхованию убедительно показал, что эффективность ее реализации на всех этапах во многом определялась тщательной проработкой основных нормативных актов. Нужно с особым вниманием отнестись к этому при формировании объединенной системы. Развитие ОМСС должно прогнозироваться с учетом предыдущего опыта.

Медицинское обозрение № 13


Добровольное страхование
 Азбука страхования
 Подобрать страховку
 Выбрать из списка
 Как заказать
 Аспекты ДМС
 Подбор кликники
Обзор страхования
 Официальные материалы
 Теория страхования
 Пациент и врач
 Страховые компании
 Практика страхования
 Зарубежный опыт
 История страхования
 Реформа ОМС
Интерактив
 Задать вопрос
 Контакты






Rambler's Top100


Полнота авторских прав на все материалы, опубликованные на данном сайте, за исключением особо оговоренных случаев, принадлежит проекту www.rosmedstrah.ru.
Исключением является содержание раздела "Обзор страхования", в отношении которого проекту www.rosmedstrah.ru принадлежит лишь право публикации.
При использовании материалов с данного сайта ссылка на www.rosmedstrah.ru обязательна.