Медицинское страхование
ВАШЕ МНЕНИЕ
На ваш взгляд, какой способ "получения" медицинских услуг является оптимальным?
 Через ОМС
 Через ДМС
 Через прямую оплату медицинских услуг
 Никогда об этом не думал

НОВОСТИ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
13 Октября  Субвенция регионам из фонда ОМС за пять лет увеличилась почти в 2,5 раза
12 Октября  Финансирование скорой медпомощи вырастет в 2018 году
10 Октября  Совфед одобрил законы об исполнении бюджетов ПФР, ФОМС и ФСС за 2016 год
6 Октября  В системе ОМС работают уже более 2,7 тысячи частных медорганизаций
6 Октября  Собянин: москвичи чаще всего используют нового Telegram-бота для записи к хирургу и лору


Р Е К Л А М А


МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ : САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПРОГРАММЫ!



Практика мониторинга страхователей в Московском городском фонде обязательного медицинского страхования

Ответственность страхователей за нарушение сроков подачи в ТФОМС заявления о регистрации
С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП), которым установлена административная ответственность должностных лиц за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в органе государственного внебюджетного фонда в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 15.3). Если нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда, то сумма административного штрафа возрастает от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ч. 2 ст. 15.3).
Должностные лица государственных внебюджетных фондов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 и 15.8 в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды (абз. 4 ч. 5 ст. 28.3 КоАП).
В том случае, если страхователь нарушил установленный срок подачи заявления о постановке на учет в органе государственного внебюджетного фонда, Фонд возбуждает дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц этого страхователя в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Разработанный Фондом "Порядок составления протокола об административном правонарушении должностными лицами Московского городского фонда обязательного медицинского страхования" в отношении должностных лиц страхователей по статье 15.3 КоАП учитывает порядок регистрации, установленный постановлением правительства Российской Федерации от 15.09.2005 г. № 570. В соответствии с этим Порядком в случае нарушения страхователем срока постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда Учетно-контрольное управление — филиал Фонда по месту регистрации страхователя возбуждает дело об административном правонарушении в отношении должностных лиц этого страхователя.
Постановка на учет: сроки и нарушения
Сроком постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда считается отрезок времени для подачи страхователями заявления о постановке на учет в МГФОМС:
— организациями, получившими свидетельство о государственной регистрации до 1 января 2004 г., в течение 30 дней со дня их учреждения, в соответствии с п. 6 Инструкции "О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование", утв. постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 г. № 1018;
— организациями, имеющими обособленные подразделения, в течение 30 дней с даты создания обособленного подразделения, в соответствии с п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утв. постановлением правительства Российской Федерации от 15.09.2005 г. № 570;
— частными нотариусами в течение 30 дней с даты издания территориальным органом Федеральной регистрационной службы приказа о назначении лица на должность нотариуса, в соответствии с п. 8 вышеназванных Правил регистрации;
— адвокатами в течение 30 дней с даты выдачи удостоверения адвоката, в соответствии с п. 9 Правил регистрации.
Административные правонарушения. Поводы к возбуждению дел
Поводами к возбуждению дел об административном правонарушении служат:
— непосредственное обнаружение должностными лицами Фонда, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
— поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие сведения о совершении административного правонарушения;
— сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные о наличии такого правонарушения (статья 28.1 КоАП).
Указанные материалы, сообщения, заявления рассматриваются должностными лицами Фонда, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления соответствующего протокола. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП).
Должностное лицо и его функции
Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него; а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в статьях 15.3 и 15.8 КоАП, применяется к совершившим административное правонарушение должностным лицам, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Протокол об административном правонарушении. Порядок составления и ведения
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (статья 28.5 КоАП). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или юридическом лицах, в отношении которых оно возбуждается, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
При составлении протокола правонарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается соответствующая отметка в протоколе и заверяется подписью нарушителя/представителя с указанием фамилии, имени, отчества. После ознакомления с протоколом правонарушитель, в отношении которого возбуждено дело, вправе представить свои объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.
Протокол подписывается его составителем, лицом, совершившим данное правонарушение/представителем и начальником Учетно-контрольного управления — филиала Фонда. В случае отказа правонарушителя подписать протокол в нем делается соответствующая запись, правонарушитель же вправе изложить мотивы своего отказа.
Протокол составляется в 3 экземплярах. Первый направляется (передается) в суд, второй — правонарушителю, третий подшивается в дело страхователя. Копия протокола вручается под расписку правонарушителю, в протоколе ставится отметка о его получении.
Судебная практика
В I полугодии 2006 года должностными лицами Фонда возбуждено и направлено в суды 199 дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц страхователей, нарушивших установленный срок постановки на учет в фонде ОМС. Судами было рассмотрено 162 дела, по 123 из них приняты постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа за нарушение срока постановки на учет в органе государственного внебюджетного фонда. Значительная часть указанных дел относилась к нотариусам и адвокатам.
Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Правила регистрации страхователей в территориальном фонде ОМС возлагают равные обязанности на все категории страхователей зарегистрироваться в ТФОМС, в том числе на частных нотариусов и адвокатов. Однако большинством из них оспаривались составленные Фондом протоколы при рассмотрении дел в судах, а также опротестовывались принятые судьями постановления о признании их виновными по ст. 15.3 КоАП и привлечении их к административной ответственности в виде штрафа.
Следует также отметить, что согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката. При этом единственным документом, подтверждающим статус адвоката, является удостоверение, которое выдается территориальным органом юстиции (ст. 15 закона).
Таким образом, статус адвоката подтверждается только территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации, который вносит сведения об адвокатах в соответствующие реестры, формирует реестровые дела адвокатов на основании распоряжения территориального органа юстиции (приказ Минюста от 29.07.2002 г. № 211 "Об утверждении Порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации").
Учитывая изложенное, адвокат является лицом, специально уполномоченным государством в лице территориального органа Министерства юстиции РФ и имеющим право осуществлять адвокатскую деятельность.
Положение статьи 2.4 КоАП не содержит четкого состава должностных лиц, в отношении которых может быть возбуждено административное производство. В статье лишь в общих чертах определены критерии, которым должны отвечать такие лица. Адвокаты полностью им соответствуют и могут быть привлечены к административной ответственности наравне с другими должностными лицами. Иное толкование норм, установленных статьями 15.3 и 2.4 КоАП и примечаниями к ним, фактически приводит к освобождению от административной ответственности адвокатов при условии возложения на них законом обязанности в установленный срок зарегистрироваться в ТФОМС. По сути это означает нарушение принципа равенства перед законом лиц, совершивших административные правонарушения, установленного Конституцией РФ и ст. 4 КоАП.
Кроме того, в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Как уже отмечалось, адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном указанным федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — Доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Адвокатская деятельность не является предпринимательской (ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-Ф3).
Адвокатская помощь представляет собой комплексное воздействие на правоотношения с целью достижения результата, наиболее благоприятного для доверителя. Целью адвокатской деятельности является реализация предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В законе прямо установлены случаи, когда такая помощь обязательна. При отсутствии средств на ее оплату она может быть оказана на безвозмездной основе или оплачена за счет государства. В результате оказания такой помощи адвокат не извлекает прибыли.
Цель же предпринимательской деятельности — извлечение прибыли не запрещенными законом средствами и способами. К предпринимательской, по содержанию максимально приближенной к адвокатской, относится деятельность по оказанию платных юридических услуг. Порядок осуществления предпринимательства регламентируется иными, по сравнению с регламентирующими адвокатскую деятельность, законами (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
Ввиду вышеперечисленных различий государство обеспечивает адвокатам особый порядок приобретения соответствующего статуса, гарантии их независимости (ст. 9-13, 18 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 63-Ф3), а также отличный от имеющегося у предпринимателей порядок уплаты налогов (ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации). Следовательно, положение статьи 15.3 КоАП, устанавливающее, что административная ответственность не применяется к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на адвокатов не распространяется.
Контроль за поступлением средств в МГФОМС
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на ОМС, в том числе за счет поступающих от страхователей-организаций в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования средств единого социального налога (ЕСН) и других налогов, уплачиваемых по специальным налоговым режимам. Поэтому для укрепления ее финансовой базы важно усиление заинтересованности и ответственности страхователей в добросовестном исполнении обязанности по внесению страховых взносов (налоговых платежей) в фонды ОМС.
С 1 января 2001 года контроль за правильностью уплаты единого социального налога осуществляют налоговые органы. В этой связи пунктами 13 и 15 распоряжения правительства Российской Федерации от 16.10.00 г. № 1462-р предусмотрен ежеквартальный обмен информацией между налоговыми органами и территориальными фондами ОМС, необходимой для исчисления и уплаты ЕСН и осуществления обязательного медицинского страхования, а также информацией о выявленных фактах нарушения законодательства по уплате ЕСН. Во исполнение указанного распоряжения между Федеральным фондом ОМС и Федеральной налоговой службой подписано Соглашение по информационному взаимодействию, предусматривающее обмен информацией на федеральном и региональном уровнях. Для обеспечения выполнения указанного Соглашения в декабре 2005 года утвержден Протокол информационного обмена между Федеральным фондом ОМС и Федеральной налоговой службой. В соответствии с этими документами УФНС России по г.Москве предоставляет МГФОМС в электронном виде перечень налогоплательщиков, имеющих задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в фонды ОМС.
Для повышения уровня мобилизации налоговых платежей в фонды ОМС в Управление ФНС России по г.Москве ежеквартально направляются списки страхователей, от которых не поступили платежи в МГФОМС и ФОМС в истекшем квартале, с целью обеспечения взыскания с них не уплаченных в срок сумм единого социального налога.
Городской целевой программой развития здравоохранения "Столичное здравоохранение" на 2006-2007 гг. (утв. постановлением правительства Москвы от 07.03.2006 г. № 157-ПП), также предусмотрена оптимизация информационного взаимодействия с налоговыми органами при государственной регистрации страхователей в Фонде для обеспечения мониторинга налоговых поступлений с применением программно-технических решений комплексных информационных технологий, повышение эффективности мониторинга, контроля, анализа и прогнозирования поступлений средств ОМС (п. 1 и 2 Московской базовой программы ОМС).
Следует отметить, что медицинская помощь работникам страхователей, не уплачивающих налоговые платежи в фонды ОМС, оказывается за счет налоговых платежей других страхователей, что влечет за собой нарушение принципа солидарной ответственности в государственной системе обязательного медицинского страхования.
Важным решением, нацеленным на повышение уровня мобилизации сбора налогов в столице, стало создание Межведомственной комиссии правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов (распоряжение правительства Москвы от 24.05.06 г. № 867-РП), в состав которой входит представитель Фонда. Этим распоряжением предусмотрено создание на территории административных округов столицы рабочих групп (комиссий) по рассмотрению указанных вопросов. На Межведомственную комиссию возложено рассмотрение вопросов по организации работы предприятий и организаций столицы, имеющих задолженность по выплате заработной платы 500 тыс. руб. и более, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня; на рабочие группы (комиссии) — предприятий и организаций, имеющих задолженность по выплате заработной платы менее 500 тыс. руб., выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня.
В соответствии с вышеназванным распоряжением Фондом в правительство Москвы и Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) направлен перечень организаций, несвоевременно уплачивающих налоги, подлежащие зачислению в фонды ОМС, для их рассмотрения в 2006 году на Межведомственной комиссии.
Правила зачисления единого социального налога на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2001 г. № 3н (по согласованию с Банком России, МНС России, Минтруда России, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования). В соответствии с п. 10 указанных Правил органы федерального казначейства ежедневно передают органам государственных социальных внебюджетных фондов выписки из сводного реестра по соответствующим кодам бюджетной классификации (КБК) доходов бюджетов Российской Федерации (по мере поступления платежей по налогу и сумм недоимки по страховым взносам).
На основании информации о платежах в фонды ОМС, получаемой из Управления Федерального казначейства по г.Москве, в Фонде ведется учет поступивших платежей по каждому страхователю и осуществляется систематический (ежедневный) и периодический (по результатам сверки данных со страхователями) контроль за своевременным и полным поступлением платежей, перечисленных страхователями.
Систематический контроль основан на ежедневном анализе поступившей информации о платежах и отборе страхователей, не перечисливших либо ошибочно перечисливших единый социальный налог по задаваемым признакам (коэффициент соотношения платежей в ФОМС и МГФОМС; отсутствие платежей в оба фонда ОМС или в один из фондов ОМС; последний платеж отличается по величине от средней ежемесячной суммы платежа с начала года; выявление платежей в МГФОМС, ошибочно перечисленных в ФОМС, и др.). Информация о выявленных нарушениях направляется в налоговые органы для принятия мер в соответствии с действующим законодательством.
Периодический контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонды ОМС осуществляется путем сверки платежей со страхователями по итогам отчетного года и регулярных сверок по платежам текущего года. При проведении сверки поступления платежей в фонды ОМС страхователь представляет в УКУ — филиал Фонда по месту своей регистрации — копии платежных поручений, подтверждающих перечисление платежей в фонды ОМС. В ходе сверки выявляются платежи, снятые с расчетных счетов страхователей, но не поступившие, ошибочно поступившие или несвоевременно поступившие в фонды ОМС. Основные причины непоступления (несвоевременного поступления) платежей следующие:
— страхователи неверно указывают КБК в платежных поручениях на перечисление единого социального налога в МГФОМС (вместо кода МГФОМС указывается код ФОМС либо наоборот, или код по другим налогам);
— органы федерального казначейства допускают ошибки при зачислении платежей в фонды ОМС (платежи, перечисленные страхователями в МГФОМС, зачисляются в ФОМС либо наоборот, или в другие государственные социальные внебюджетные фонды и в федеральный бюджет);
— платежи поступают в фонды ОМС с задержкой (свыше 3 дней) по вине банков или органов федерального казначейства.
В результате Фонд восстанавливает недополученные в установленные законом сроки суммы налогов. По итогам года они составили 1-2% от общей суммы налоговых поступлений.
По результатам сверки принимаются следующие меры:
— страхователи, неверно указавшие коды бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление платежей в МГФОМС и ФОМС, уведомляются о необходимости погашения образовавшейся задолженности;
— о выявленных случаях незачисления (неправильного зачисления) платежей в фонды ОМС уведомляются налоговые органы и страхователи.
Многолетний опыт подобной работы Фонда свидетельствует о высокой эффективности такой формы контроля: он позволяет оперативно выявлять не поступившие в фонды ОМС суммы платежей и принимать меры по их урегулированию через налоговые органы.
Сравнительный анализ данных сверок со страхователями за 2001-2005 годы свидетельствует о существенном снижении (в 5 раз) удельного веса страхователей, по которым выявлены платежи с нарушениями: в 2001-2002 гг. — 54,3%, в 2003 г. — 23,3%, в 2004 г. — 12,5%, в 2005 г. — 11,0%.
Работа со страхователями через Интернет
Для обеспечения страхователей оперативной информацией о поступлении от них платежей в фонды ОМС Московским городским фондом ОМС разработан Функциональный сервис процесса оперативного мониторинга данных по поступлению средств от страхователей в системе ОМС г.Москвы (сокращенно — ФС МС). ФС МС позволяет страхователям, имеющим доступ в Интернет, получать подтверждения по каждому платежному поручению, а в случае непоступления или ошибочного зачисления платежей своевременно обратиться в Фонд по месту регистрации и в налоговый орган по месту учета за выяснением и устранением этих причин. Благодаря такой работе эффективность контроля за поступлением от страхователей средств на ОМС в Москве существенно повысилась.
Чтобы получать информацию через ФС МС, страхователь должен зарегистрироваться в качестве пользователя данного сервиса. Регистрация проходит в два этапа. На первом этапе страхователь получает Код первичного доступа (КПД) к информации о собственных платежах, который является конфиденциальным и постоянным для каждого страхователя. Второй этап выполняется непосредственно с рабочего места с применением Интернет-обозревателя (Web-браузера). По Web-адресу ФС МС страхователь заполняет форму, в которой указывается КПД, желаемое имя пользователя и пароль. Повторная регистрация с тем же КПД в ФС МС не допускается.
Все услуги, связанные с размещением данных страхователя на сервисе, становятся доступны только после его авторизации в ФС МС по имени и паролю. Данные о поступивших платежах страхователь получает в виде типового отчета. Дополнительно он имеет возможность:
— просматривать и искать по задаваемым критериям данные о поступивших платежах за определенный период;
— получать необходимые нормативно-методические документы;
— знакомиться с рекомендациями Фонда и получать ответы на типовые вопросы;
— задавать через средства ФС МС вопросы представителям Фонда.
Елена Игнатова, заместитель исполнительного директора МГФОМС, начальник Управления организации работы со страхователями


Добровольное страхование
 Азбука страхования
 Подобрать страховку
 Выбрать из списка
 Как заказать
 Аспекты ДМС
 Подбор кликники
Обзор страхования
 Официальные материалы
 Теория страхования
 Пациент и врач
 Страховые компании
 Практика страхования
 Зарубежный опыт
 История страхования
 Реформа ОМС
Интерактив
 Задать вопрос
 Контакты






Rambler's Top100


Полнота авторских прав на все материалы, опубликованные на данном сайте, за исключением особо оговоренных случаев, принадлежит проекту www.rosmedstrah.ru.
Исключением является содержание раздела "Обзор страхования", в отношении которого проекту www.rosmedstrah.ru принадлежит лишь право публикации.
При использовании материалов с данного сайта ссылка на www.rosmedstrah.ru обязательна.